КЛАССИФИКАЦИЯ ЦИСТЕРН
|
|
Цистерны предназначены для перевозки жидких, газообразных и пылевидных грузов, которые помещаются в котле, представляющем собой специфическую форму кузова вагонов этого типа.
Значительное разнообразие грузов обуславливает существенные видоизменения конструкций цистерн. |
|
В зависимости от перевозимых грузов цистерны могут быть разделены на две группы: |
Общего назначения – для перевозки широкой номенклатуры нефтепродуктов; |
Специальные – для перевозки отдельных видов грузов. |
|
Цистерны общего назначения, в свою очередь могут подразделяться на: |
цистерны для перевозки светлых (бензин, лигроин и т.п.) и |
тёмных (нефть, минеральные масла и т.п.) нефтепродуктов. |
|
Повышенная огнеопасность светлых нефтепродуктов при ненадёжной герметичности нижних сливных приборов обусловила оборудование цистерн для их перевозки устройствами верхнего слива (через колпак). Цистерны для тёмных нефтепродуктов оборудовались нижними сливными приборами. |
|
Такое разделение парка цистерн общего назначения уменьшает трудоёмкость и продолжительность операций по очистке внутренних поверхностей котлов перед наливом грузов, отличающихся от ранее перевозимых. Однако из-за этого разделения повышается порожний пробег цистерн, увеличивается простой под накоплением на сортировочных станциях порожних цистерн и осложняется регулировка парка цистерн. |
|
В связи с созданием нижнего сливного прибора, обеспечивающего надёжную герметичность затворов, все цистерны общего назначения железных дорог СНГ имеют такие приборы. |
|
Специальные цистерны разделяются на: |
цистерны для перевозки: вязких грузов |
пищевых продуктов (молоко, патока, спирт, вина) |
кислот (азотная, соляная, серная и др.) |
сжиженных газов (пропан, аммиак, и др.) |
затвердевающих (пек, капролактан и др.) |
некоторых других грузов. |
|
Специфические особенности различных кислот, газов и тому подобных грузов обуславливают соответствующие видоизменения внутри перечисленных подгрупп. Поскольку специальные цистерны строят в сравнительно небольшом количестве и обычно на тех заводах, что и цистерны общего назначения, они для удобства эксплуатации, ремонта и постройки имеют унифицированные с цистернами общего назначения рамы, узлы крепления котла, ходовые части и многие другие элементы.
|
|
На железных дорогах СНГ массу жидкого груза, перевозимого в цистерне, определяют не взвешиванием, как в других типах вагонов, а замерно-калибровачным способом. Для этого измеряют высоту наполнения котла, учитывают плотность груза, а затем посредством специальных таблиц калибровки, в которых приведена ёмкость котла в зависимости от уровня его налива, подсчитывают массу груза. Ликвидация операций взвешивания ускоряет оборот цистерн и снижает себестоимость перевозок. |
|
Для возможности применения замерно-калибровочного способа цистерны различаются калибровочным типом, который обозначен металлическими цифрами, приваренными к котлу на обеих сторонах его цилиндрической части.
|
|
В зависимости от вида несущих элементов цистерны разделяют на конструкции, у которых все основные действующие на вагон нагрузки воспринимаются рамой кузова, и конструкции, у которых эти нагрузки воспринимаются котлом, - безрамные цистерны.
Кроме того, цистерны подобно другим типам вагонов различаются по осности, грузоподъёмности, объёму котла, устройству, материалу и способу изготовления котла и другим признакам. |
|
Технические требования к цистернам регламентированы ГОСТ 10674-75. |