Главная  |   О компании  |   Разработки  |   Справочная информация  |   Партнеры  |   Новости и наши публикации  |   Контакты  |   Карта сайта  |   орган сертификации  |   Товарный знак  |   Патенты, свидетельства, лицензии.
Поиск по сайту:
  Новости и наши публикации
Новости
Выставки и конференции
Пресса о нас
Научные труды и публикации наших сотрудников

Петербургский государственный университет путей сообщения,

Научно-внедренческий центр «Вагоны»


ИТОГИ и РЕКОМЕНДАЦИИ

 VII Международной научно-технической конференции

«Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты»

(6–10 июля 2011 г.)


VII Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты» проводилась в период роста экономики, вызвавшего увеличение перевозок и производства подвижного состава на территории стран СНГ и Балтии. В этих условиях участники конференции обменялись опытом создания подвижного состава нового поколения, обсудили имеющиеся проблемы и считают, что главным направлением должно стать инновационное развитие отрасли.

 

В работе конференции приняло участие 182 человека, в основном технические руководители, конструктора, испытатели вагоностроительных заводов, научные сотрудники научно-исследовательских институтов, вузов, испытательных центров, работники служб вагонного хозяйства компаний перевозчиков и других предприятий, связанных с созданием, ремонтом, эксплуатацией и обслуживанием подвижного состава, а также специалисты  Росжелдора.

 

 

В работе конференции участвовали представители науки и железнодорожной отрасли стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Финляндии, Германии, Чехии, Польши, США, Эстонии.

 

Работа конференции велась на двух языках – русском и английском (с синхронным переводом), и была организована в трех секциях: «Грузовой подвижной состав», «Пассажирский, тяговый и специальный подвижной состав», «Динамика, прочность и безопасность подвижного состава».

 

Всего на конференции были представлены  93 доклада, а тезисы конференции были изданы в виде брошюры на 202 страницах.

 

В ходе конференции были проведены дискуссии по вопросам: возможности создания инновационных вагонов; сочленённых платформ для перевозки автоприцепов; созданию грузовых тележек с увеличенными осевыми нагрузками; высокоскоростного движения; продления сроков службы подвижного состава, обеспечения увеличенных межремонтных пробегов. В дискуссиях выявилась необходимость совершенствования нормативной базы нового подвижного состава и вагонов эксплуатационного парка железных дорог.

 

Участники международной конференции отметили, что железные дороги большинства стран СНГ и Балтии испытывают дефицит пропускной способности, и по мере роста экономики ожидают, что ситуация будет усугубляться. Выход ОАО «РЖД» видит в применении новых транспортных технологий и в первую очередь в повышении эффективности подвижного состава, что требует существенно меньших инвестиционных затрат в сравнении с развитием инфраструктуры.

 

Предприятиями вагоностроительной отрасли продолжаются работы по модернизации существующих моделей подвижного состава, разработке вагонов нового поколения, в соответствии с возросшими требованиями пассажиров и изменившемуся характеру перевозимых грузов. Собственники подвижного состава продолжают мероприятия по продлению сроков службы своего подвижного состава, массовые закупки подвижного состава типовых моделей и незначительные закупки вагонов нового поколения, что связано с трудностями при их эксплуатации.

 

В пассажирском вагоностроении достигнут прогресс в создании вагонов нового поколения, успешно созданы пассажирские вагоны с конструкционной скоростью 200 км/ч, герметизированные и оснащенные установками кондиционирования воздуха, разработаны новые ходовые части. Успешно развивается пассажирское вагоностроение в Украине, отрасль отметила свой 10-летний юбилей. Начато производство пассажирских вагонов в Узбекистане. В России начата эксплуатация скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро».

 

Эксплуатация пассажирских вагонов нового поколения обеспечила в России, Украине, Казахстане и Узбекистане качественное улучшение пассажирских перевозок и многие поезда по скорости, времени хода приблизились к европейскому уровню, а по комфорту – зачастую превосходят его.

 

В России и Украине за 2009–2011 гг. выпущены установочные серии перспективных грузовых вагонов с нагрузкой от оси колесной пары на рельсы 25 тс, соответствующих «Общим техническим требованиям к грузовым вагонам нового поколения». ОАО «НПК «Уралвагонзавод» разработал новый ряд перспективных грузовых вагонов для инновационного перевозочного процесса. Завершается строительство Тихвинского вагоностроительного завода, вступил в завершающую стадию монтаж оборудования на пусковом комплексе крупного вагонного литья на ООО «ВКМ-Сталь». Осваивается грузовое вагоностроение в Белоруссии, Казахстане и Узбекистане. Решением конференции поддержана работа украинских специалистов Анофриева В. Г., Корниенко В. В., Коробки Б. А., Кутишенко А. В., Лашко А. А., Можейко Е. Р., Мокрий Т. Ф., Познякова В. А., Савчука О. М., Ушкалова В. Ф. «Разработка, освоение производства и внедрение в эксплуатацию современного грузового подвижного состава нового поколения», выдвинутая на соискание государственной премии Украины в области науки и техники за 2011 г.

 

В ходе дискуссий неоднократно подчеркивалось, что внедрение грузовых вагонов увеличенной грузоподъемности и габарита, многоосных конструкций позволит значительно повысить их производительность и обеспечить увеличение рентабельности и пропускной способности железнодорожных перевозок массовых грузов. В то же время было отмечено, что реализация задач «Белой книги ОАО «РЖД» по увеличению к 2015 г. осевых нагрузок до 27–30 т/ось и погонных нагрузок до 8,5–9,5 т/м находится под угрозой срыва, так как вагоностроители не могут определить рынок сбыта перспективного подвижного состава, порядок организации его технического обслуживания и ремонта, возможный срок начала его продажи, и, как следствие, сдерживают его разработку.



 

Участники конференции:

 

– восприняли с большим интересом информацию о проведенном в России открытом конкурсе, в соответствие с постановлением Правительства Российской федерации от 9 апреля 2010 г. №218, на предоставление субсидий на развитие кооперации высших учебных заведений и промышленных предприятий в деле  создания новой техники и одобрили ход выполнения работ победителей конкурса инновационных проектов ФГОУ ВПО ПГУПС и ОАО «Рузхиммаш» по созданию вагонов увеличенной производительности;

 

– поддержали концепцию разработки Объединенным ученым советом ОАО «РЖД» «Красной книги железнодорожного транспорта» по определению свода технических и технологических проблем железнодорожного транспорта, ограничивающих его развитие и предлагают использовать рекомендуемые оценки эффекта от инновационных решений для владельца инфраструктуры при создании нового подвижного состава;

 

– обсудили проблему случаев излома боковых рам из-за производственных дефектов и считают, что ее решение требует комплексного подхода: совершенствование конструкции, технологии изготовления литейных форм, процесса заливки, внедрения новых автоматизированных методов неразрушающего контроля и процедур расчета, испытаний и сертификации.

 

– считают положительной тенденцией наращивание объемов математического моделирования при проектировании подвижного состава и создании технологий его изготовления, в том числе необходимость решения многодисциплинарных задач и предлагают расширить применение современных программных продуктов и проведение совместных работ по определению исходных данных для моделирования.

 

По результатам работы секций конференции были отмечены:

 

1.                             Оригинальность и техническая новизна конструкций:

– 2-х котловой 8-осной цистерны для светлых нефтепродуктов (разработчик ФГОУ ВПО ПГУПС);

– устройства спутниковой навигации для беспроводной тормозной системы (разработчики Латвийская железная дорога и Рижский технический университет);

– тележек RC25NT (разработчик Eisenbahnlaufwerke Halle Gmbh), 18-9889 и 18-9890 (разработчик ФГОУ ВПО ПГУПС);

– генераторно-приводной установки ASZA-475 (разработчики ЗАО «НО «ТИВ», ОАО «ТВЗ» и фирмы «FLENDER»).

 

2. Успешная адаптация к условиям российских железных дорог американских тележек Barber S-2-R (изготовитель ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод») и МоушнКонтрол (изготовитель ЗАО «Промтрактор-Вагон»).

 

Участники с удовлетворением считают, что конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты» стала в СНГ «главной рабочей площадкой» сотрудничества исследователей, разработчиков подвижного состава и специалистов предприятий, осуществляющих перевозки и ремонт подвижного состава.

 

Участники научно-технической конференции рекомендуют:

 

1.  Продолжить курс на инновационное развитие подвижного состава, разработку новых технических решений и усовершенствованных методов испытаний опытных образцов, автоматизированного контроля технического состояния в эксплуатации и гибких подходов к технологиям ремонта.

 

2.  Завершить разработку нормативной базы для расчета и проектирования грузовых и пассажирских вагонов нового поколения, в том числе и скоростных вагонов, используя современные подходы к расчету динамики и прочности, основанные на применении новых программно-технических средств САПР. Провести гармонизацию нормативных документов, используемых в разных системах при обязательной сертификации в РФ, других странах СНГ и Балтии с планами внедрения тяжеловесного и скоростного движения. В этих целях:

- повторно обратиться в Минтранс РФ и ОАО «РЖД» с просьбой завершить разработку ГОСТ Р «Вагоны грузовые железнодорожные. Требования к прочности несущих конструкций и динамическим качествам», обобщающего опыт проектирования и испытаний вагонов нового поколения за последние годы;

- провести корректировку методик ресурсных испытаний вагонов и их узлов, в первую очередь тележек грузовых вагонов в части конкретизации процедур отбора образцов, схем и режимов загружения, методов обработки результатов, предельного количества циклов для предотвращения случаев выпуска бракованной продукции с сертификатами;

-     внести в Нормы для проектирования и Нормы безопасности необходимые уточнения, касающиеся особенностей сочленённых вагонов.

 

3. При разработке и совершенствовании нормативной базы предусматривать поэтапный процесс утверждения с использованием опыта, накопленного всеми предприятиями отрасли (с соответствующим финансированием и временными рамками):

 

Этап 1. Создание проектов нормативных документов на основе выполненных их разработчиком расчетов или испытаний и рассылку одновременно с проектом документа отчетов о НИР, содержащих обзор имеющегося опыта в России и за рубежом, с примерами расчетов и результатов испытаний;

 

Этап 2. Апробацию причастными организациями нормативных документов с отсылкой разработчику, помимо замечаний, результатов расчетов и испытаний по предлагаемому документу;

 

Этап 3. Корректировка и представление на утверждение проектов нормативных документов на основе обобщения предложений, и выполненных расчетов и испытаний.

 

4.  На базе результатов, полученных ВНИИЖТ, ВНИКТИ, ДИИТ, ПО Уралвагонзавод, ОАО «ВКМ», ПГУПС, НВЦ «Вагоны» и за рубежом:

-  считать целесообразным проведение работы по унификации запасных частей тележек, заменяемых в эксплуатации, различных производителей. Продолжить работы по созданию типоразмерного ряда грузовых тележек по допускаемым осевым нагрузкам и скоростям движения, обеспечивающего возможность снижения тары вагонов и повышение скоростей доставки грузов, считая перспективными осевые нагрузки 20, 25, 27, 30 тс и конструкционные скорости движения 140, 120, 100 и 90 км/ч;

-  развернуть работы по освоению в производстве новых кузовов грузовых вагонов увеличенной вместимости с осевыми нагрузками 25 т. Продолжить применение габаритов Тпр и Тц и технологические решения, связанные с применением высокопрочных материалов. Отметить техническую возможность и экономическую эффективность увеличения грузоподъемности существующих вагонов при подкатке под них новых тележек с допустимой осевой нагрузкой 25 т;

-    ускорить работы по созданию и внедрению тормозных систем для грузовых вагонов нового поколения с увеличенным статическим прогибом подвешивания и меньшей тарой;

 

5.   Продолжить работы по созданию тележек дружественных к пути, обеспечивающих самоцентрирование колесных пар в рельсовой колее в прямых и кривых участках пути для снижения износа поверхности катания колес и рельсов, уменьшения динамической нагрузки на путь. Принять к сведению положительный эффект от внедрения в грузовых тележках новых профилей колес, полученный в Украине. Рекомендовать дальнейшее развитие исследований в этом направлении. В целях создания экономических стимулов использования новейших достижений науки и техники, по примеру ряда европейских стран, рекомендовать провести исследования по выделению доли в тарифе, связанной с величиной воздействия на путь, обеспечивающей снижение тарифа при применении ходовых частей нового поколения дружественных к инфраструктуре и сокращающих расходы на ее содержание.

 

6. Считать работы по продлению срока службы грузовых, пассажирских и рефрижераторных вагонов и локомотивов с проведением технического диагностирования – важным направлением работ по поддержанию стареющего парка подвижного состава в исправном состоянии, приносящими значительный материальный эффект и обеспечивающими его безопасную эксплуатацию. Оценить как необоснованное и приносящее значительный экономический ущерб формальное назначение максимальных сроков службы подвижного состава и рекомендовать Комиссии Совета по ж.д. транспорту стран СНГ, Балтии  и Грузии рассмотреть вопрос об увеличении срока продления службы подвижного состава после проведения КРП при наличии доказательной базы установления увеличенных назначенных сроков службы.

 

7. Включить в «Красную книгу» ОАО «РЖД» рассмотрение проблем изотермического подвижного состава и перевозки скоропортящихся грузов.

 

8. Расширить использование гидрогасителей с сильфонным уплотнением на пассажирских вагонах для устранения подкожухового льдообразования и утечек рабочей жидкости и исключения трещинообразования в рамах тележек.

 

9.   Для реализации задач «Белой книги ОАО «РЖД» по совершенствованию подвижного состава необходимо:

– ускорить создание методик оценки допускаемых воздействий на земляное полотно, провести эксперименты и на их основе разработать требования к реконструкции железнодорожных направлений, допускающих движение вагонов с осевыми нагрузками 27–30 т;

– рассмотреть вопросы совмещения ходовых динамических испытаний и испытаний по воздействию на путь за счет применения технологии тензометрических колесных пар. Провести работы по созданию соответствующей нормативной базы и критериев оценки с учетом измерений под существующим подвижным составом (в том числе в изношенном состоянии);

– рассмотреть вопрос о введении категорийности железнодорожных линий и установлении по примеру стран, входящих в МСЖД, для этих линий нормативов грузоподемности и допускаемых скоростей движения для вагонов с увеличенными осевыми нагрузками;

– наметить конкретные сроки отмены ограничений по применению габаритов Тпр и Тц для обеспечения начала массового проектирования новых вагонов с увеличенным объемом кузова;

– рекомендовать ОАО «РЖД», НП ОПЖТ и НП «Объединение вагоностроителей» провести работы по уточнению коэффициентов сопротивления движению вагонов на новых тележках с кассетными подшипниками и коэффициентов трения новых колес и колодок для обновления методики тормозных расчетов, основанной на экспериментах многолетней давности.


СПЕЦИАЛЬНЫЕ АКЦИИ
Итоги и рекомендации международной научно-технической конференции «Подвижной состав XXI века: Инновации в грузовом вагоностроении» ( июнь 2014г.)
XI Международная научно-техническая конференция «Подвижной состав XXI века: идеи, требования, проекты» (июль 2016г.)
ИТОГИ XI Международной научно-технической конференции (июль 2016г)
Итоги и рекомендации VIII конференции (июль 2013г.)
Итоги и рекомендации X конференции (июль 2015г.)

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Технические характеристики подвижного состава
Заводы-изготовители
Классификация вагонного парка
Основные элементы конструкции вагона
Устройство тележки грузового вагона
Система нумерации подвижного состава
Классификация цистерн
Классификация транспортеров
Нормативные сроки службы машин и оборудования
Правила эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов
Положение о продлении сроков службы
Таблица соответствия моделей цистерн и грузов
Грузы, перевозимые насыпью
Грузы, перевозимые навалом

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Журнал РЖД-Партнер

www.rzd-partner.ru


Расчет ЖД трафика

www.perevozki.ru



Copyright © 2018 "НВЦ ВАГОНЫ"

Контактные телефоны "НВЦ "Вагоны"

Факс +7 (812) 310-9500


23 milliseconds